
Информационная карта программы:
Наименование организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Марковская средняя общеобразовательная школа № 2» МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2» |
|
Организационно- правовая форма: |
Летний оздоровительный лагерь «Корабль приключений», организованный образовательной организацией, осуществляющий организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания. |
Месторасположение, адрес, телефон, e-mail |
664043, Иркутская область, Иркутский район, р.п. Маркова, ул. Академика Герасимова, стр. 10, сот.тел.8 (964) 741-33-09 e-mail: markschool2yandex.ru |
Ф. И. О. руководителя организации |
Ефимов Алексей Михайлович |
Ф. И. О., должность, место работы автора программы. |
Куликова Елена Викторовна, учитель начальных классов, начальник лагеря дневного пребывания в МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2» «Путешествие по островам «Время Первых» |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа тематической смены «Время Первых» создана с целью организации непрерывного образовательного и воспитательного процесса. Программа способствует развитию лидерских и коммуникативных качеств детей 7-11 лет; их знакомству с основными миссиями «Быть с Россией», «Быть Первыми», «Быть в Движении», направлениями деятельности, проектами Движения Первых; активизации молодежи и вовлечению их в созидательную добровольческую, экологическую, творческую, спортивную, научную и иную деятельность, реализуемую Российским движением детей и молодежи.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, погружение в историю России, воспитание чувства сопричастности к общим корням и ответственности за судьбу народов России и мира в целом, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Программа тематической смены предполагает создание условий для личностного развития, самоопределения и самореализации участников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, их вовлечения в жизнедеятельность первичных отделений Движения Первых.
Настоящая программа тематической смены разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
– Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ;
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
– Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ;
– Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Феде- рации» от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ;
– распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р;
– распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 12.11.2020 № 2945-р;
– Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020
№ 474;
– Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 г. № 809;
– Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии национальной безопасности» от 2.06.2021 № 400;
– постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» от 26.12.2017 г. № 1642.
В основе содержания программы лежит эффективно построенная воспитательная система, обеспечивающая, с одной стороны, – просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды деятельности, с другой – формирование представлений о Российском движении детей и молодежи, стимулирование активного включения и участия в деятельности Движения первых.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
- Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) разработана в соответствии с
– Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
– Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р);
– Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
– Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
Направленность: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно- массовая работа, художественно - творческое направление, эстетическое направление, досуговая деятельность, профилактическая деятельность.
Актуальность. Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Обязательным является вовлечение в лагерь детей из многодетных и малообеспеченных семей.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Период летних каникул – это особый период в школьной жизни каждого ребёнка. Летом образовательное учреждение не должно завершать своё педагогическое воздействие на учащихся. Школа должна непосредственно принимать активное участие в организации летнего отдыха детей. Это обусловлено существующими проблемами:
1. Наличие детей, относящихся к «группе риска» и требующих особого внимания: дети, стоящие на учёте, из неблагополучных семей, опекаемые, дети из малообеспеченных семей.
2. Неумение детей организовать полезный и интересный досуг.
3. Нежелание детей заниматься спортом и укреплять своё здоровье, что приводит к ещё большему снижению уровня здоровья и физического развития учащихся.
Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от учебной успеваемости самого ребенка. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Летом в рамках ОУ дети могут свободно общаться, удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.
Новизна программы заключается в гармоничном сочетании досугово-оздоровительной деятельности учащихся и психологизации процесса оздоровления посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую деятельность.
Педагогическая целесообразность – привлечение учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры и работа с библиотекой даст эффект в развитии культуры безопасного и здорового образа жизни детей.
Цель:
- создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
- раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.
- помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самих себя и своих взаимоотношений с окружающими.
Возраст 7 – 10 лет, принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок реализации программы: 1 год
Продолжительность образовательного процесса составляет 3 недели (15 дней).
Этапы образовательного процесса:
I. Подготовительный этап (февраль - апрель)
• подбор кадров;
• подготовка методических материалов;
• разработка документации;
• подготовка материально-технической базы.
II. Организационный этап (май)
• формирование отрядов;
• знакомство с режимом работы лагеря и его правилами.
III. Основной этап (июнь) включает реализацию основных положений программы.
Этот этап насыщен интеллектуальными, развлекательными мероприятиями, конкурсами, состязаниями, викторинами, акциями, поэтому на этом этапе развиваются творческие способности детей. Учащиеся учатся общению друг с другом и окружающей средой, поэтому происходит развитие коммуникативных навыков воспитанников. При планировании учитываются даты международного, народного календаря.
Для их реализации поставленных задач используются индивидуальные, групповые, коллективные, массовые формы занятий, включающих практическую и теоретическую части занятий.
Виды занятий:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;
- игровые тестирования, опросы;
- беседы на тему здорового образа жизни;
- конкурсы, праздники;
- познавательные игры и викторины, проект;
- спортивные игры и соревнования;
- досуговая деятельность.
Направления деятельности:
Образовательная деятельность в рамках смены предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением истории родного края. Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Трудовая деятельность – одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России. Форма деятельности: уход за комнатными растениями; оформление стендов, порядок в своём отряде.
Культурно-досуговая деятельность состоит из обще - лагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.) Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
-
- Содержание программы (учебный план):
День |
Мероприятие |
День первый 03.06.2024г. Остров Время Первых «Огонёк знакомства!» |
Открытие лагерной смены «Летние забавы».
Это первый день работы лагерной смены. Знакомство детей друг с другом, с воспитателями, с лагерем. Основная цель – создание приподнятого, праздничного настроения, атмосферы единства взрослых и детей. Чтобы праздник получился, необходимо, чтобы каждый отряд, и каждый ребенок стали участниками праздника, а не только зрителями. Дальнейшая программа может быть самой разнообразной: праздник, конкурс рисунков на асфальте. В этот же день распределяются поручения, придумывают название отряда, девиз. |
День второй* 04.06.2024г. Остров Время Первых «Дружбы и Безопасности» |
Основные цели: познакомить с правилами пожарной безопасности и с безопасным поведением в ЛДП «Корабль приключений», в быту, на природе. |
День третий* 05.06.2024г. Остров Время Первых «Райский уголок» |
«С чего начинается Родина».
Основные цели: создать условия для развития коммуникативных навыков, воспитывать потребность в дружбе, желании делать добро и дружить друг с другом, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение, сплочение коллективов. |
День четвертый* 06.06.2024г. Остров Время Первых «Познавательный» |
Основные цели: формирование любви к природе, к родному краю, познакомить с историей Иркутского района, вспомнить творчество А.С. Пушкина, воспитание любви к литературе, чтению книг, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. |
День пятый* 07.06.2024г. Остров Время Первых «Спортивный» |
1. Зарядка Первых. 2. Беседа «Здоровый образ жизни». 3. Первенство лагеря по различным видам спорта. · веселые старты · перетягивание каната · шашки · шахматы 4. Конкурс отрядной песни «Моя Россия. Мы Первые». 5. Викторина « Мы за ЗОЖ». 6. Досуговая деятельность. 7. Операция «Уют». 8. Подвижные игры на свежем воздухе. Основные цели: формирование здорового образа жизни, развитие внимания, быстроты реакции, памяти, воображения, ловкости, глазомера, координации движений. Веселые соревнования на свежем воздухе. Номинация «Самый сильный, самый ловкий». |
День шестой* 10.06.2024г. Остров Время Первых «Любопытство» |
Основные цели: развитие познавательного интереса; формирование представлений о конструктивных моделях, сплочение детского коллектива; создание хорошего настроения. |
День седьмой * 11.06.2024г. Остров Время Первых «Моя Россия! Служи Отечеству!» |
Основные цели: развивать чувство патриотизма и гордости за свою страну, дружеские взаимоотношения между девочками и мальчиками, творческие способности детей; воспитывать у детей чувство единства, товарищества, Основные цели: предупреждение и пропаганда детского дорожно – транспортного травматизма; приобретение и проверка знаний по Правилам дорожного движения; развивать творческие способности детей; создание хорошего настроения. |
День восьмой* 13.06.2024г. Остров Время Первых «Светофория» |
|
День девятый* 14.06.2024г. Остров Время Первых «Здоровячок» |
|
День десятый* 17.06.2024г. Остров Время Первых Экология |
1. Зарядка Первых. 2. Дидактическая игра «Эко ГТО» 3. Досуговая деятельность. 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5.Подготовка к фестивалю талантов. 6.Операция «Уют». Основные цели: расширение знаний о детской литературе; воспитание любви к литературе, чтению книг; развитие смекалки, находчивости, эрудиции, памяти, воображения, развитие творческих способностей. |
День одиннадцатый* 18.06.2024г. Остров Время Первых Моя страна, моя Родина. |
Основные цели: развитие у ребят внимания, наблюдательности, быстроты действий, умение работать в режиме поиска. |
День двенадцатый* 19.06.2024г. Остров Время Первых «Благо твори» |
Основные цели: развитие памяти, быстроты реакции, логического мышления, а также находчивости; воспитание у детей честности, чувство юмора, трудолюбия. Весь день в лагере происходит шиворот на выворот. |
День тринадцатый* 20.06.2024г. Остров Время Первых «Игроленд» |
Основные цели: развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения. |
День четырнадцатый* 21.06.2024г. Остров Время Первых «Воспоминания прошлых лет!» |
Основные цели: дать возможность проявить детям свою выдумку, фантазию, продемонстрировать свои знания и творческие способности, формирование представлений о животном мире, различать основные признаки групп животных. |
День пятнадцатый 24.06.2024г. Остров Время Первых «Сюрпризов» |
Подведение итогов, проведение торжественной линейки с вручением призов и подарков отрядам и детям, наиболее отличившимся в течение смены. |
* Дни (второй – четырнадцатый) могут меняться в соответствии с возможностью проведения мероприятий, в которых задействованы различные структуры муниципалитета.
1.2. Планируемые результаты освоения программы:
1. Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья;
2. Развитие лидерских и организаторских качеств детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
4. Личностный рост участников смены;
5. Формирование коллектива единомышленников – детей и педагогов – взаимодействующих на основе принципов содружества, сотрудничества и сотворчества в психологически комфортной обстановке;
6. Мотивация на дальнейшее творчество и познавательную деятельность по окончании лагерной смены.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течение всей лагерной смены учащиеся принимают участие в психологической игре: дети погружаются в игровую легенду о том, что территория лагеря – это Вселенная, и дети, будут совершать на корабле приключений каждый день путешествие по островам этой Вселенной. Каждый отряд имеет свое тематическое название, девиз и законы ЛДП «Корабль приключений».
В ходе, которой дети получают «Поощрительные баллы - звездочки» за каждое выполненное ими задание в отрядных мероприятиях, играх, викторинах, спортивных состязаниях и т.п.
По окончании всей лагерной смены подводятся итоги, т.е. «Поощрительные баллы-звездочки» суммируются, и выигрывает тот отряд, который набрал наибольшее количество звездочек.
Отряд-победитель получает грамоту «Лучший отряд лагеря «Корабль приключений» и сладкий приз.
Основные цели: приобщение к музыкальному творчеству, выявление и развитие талантов и способностей у каждого ребенка; воспитание эстетического вкуса; побуждение интереса
к творческой деятельности; сплочение детского коллектива.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
- Календарный учебный график:
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата |
Ответственный |
|
Открытие лагерной смены. «Летние забавы». Рисунок на асфальте. Подвижные игры на воздухе. Операция «Уют». |
03.06.2024г.
|
Начальник лагеря, педагог-организатор, педагоги доп. образования, учителя физической культуры. |
|
«Я б в пожарники пошёл, пусть меня научат». Конкурс рисунков «Спички детям- не игрушка!» Игра-путешествие «Ребята, давайте жить дружно». Создание коллажа «Мы такие разные, но все дружные!». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
04.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Онлайн-экскурсия в отрядах по родному краю «С чего начинается Родина». Конкурс рисунков «Моя малая Родина. Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
05.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учителя физической культуры. |
|
Викторина по сказкам А.С. Пушкина «По страницам сказок». День русского языка. Викторина « В мире много сказок» Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
06.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Беседа «Здоровый образ жизни». Первенство лагеря по различным видам спорта. Викторина « Мы за ЗОЖ». Конкурс отрядной песни « Моя Россия. Мы Первые». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
07.06.2024г. |
Учителя физической культуры, начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Беседа о науке и технологии. Коллективное дело «Конструктивные модели». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
10.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Воспитательное мероприятие «День России». Квест. Выполнение коллективной аппликации ко дню России. Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
11.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Инструктаж по ПДД. Игровая программа по правилам дорожного движения «Дорога, транспорт, пешеход и пассажир». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
13.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учитель физической культуры. |
|
Оздоровительный флешмоб «Будь здоров». Игра-квиз «Здоровое питание». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
14.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учителя физической культуры. |
|
Дидактическая игра «Эко ГТО» Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
17.06.2024г. |
Библиотекари, воспитатели, учителя физической культуры. |
|
Экскурсия по родному краю «С чего начинается Родина». Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
18.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учитель физической культуры. |
|
Квест – игра «Волонтёром быть здорово!» Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
19.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учитель физической культуры. |
|
Игра крокодил «В мире профессий» Ярмарка хобби. Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
20.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учитель физической культуры. |
|
День памяти и скорби. «Эти страшные первые дни войны…» Выставка рисунков «Чтим память» Подвижные игры на воздухе. Досуговая деятельность. Операция «Уют». |
21.06.2024г. |
Педагог-организатор, воспитатели. |
|
День Первых. Фестиваль талантов. Подведение итогов лагерной смены.. Операция «Уют. Дискотека «Зажигают Первые». |
24.06.2024г. |
Начальник лагеря, педагог-организатор, воспитатели, педагоги доп. образования, учитель физической культуры. |
2.1. Условия реализации программы:
Место расположения |
Применение |
Ответственные |
Кабинеты |
Комнаты, игровая комната. |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал. |
Спортзал |
Занятия спортом, состязания, линейки. |
Учителя физической культуры. |
Спортивная площадка |
Игры на воздухе, состязания, зарядка, линейка. |
Учителя физической культуры. |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры на свежем воздухе, квесты. |
Начальник лагеря, педагог -организатор, воспитатели, учителя физической культуры. |
Актовый зал |
Праздничные мероприятия, концерты, спектакли, работа творческой мастерской. |
Начальник лагеря, педагог организатор, воспитатели, хореограф, учитель музыки. |
Медицинский кабинет |
Медицинский контроль мероприятий лагеря. |
Медицинский работник. |
Школьная библиотека |
Литература для детей |
Библиотекарь. |
Школьная столовая |
Завтрак, Обед. |
Заведующий пищеблоком. |
Игровая комната |
Интеллектуальные игры (Шашки, шахматы, настольные игры). |
Воспитатели. |
Холл второго этажа |
Информационное окно жизни отрядов и лагеря. |
Педагог-организатор, воспитатели. |
Комнаты гигиены |
Туалеты, места для мытья рук, раздевалки. |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал. |
2.2. Оценочные материалы:
- Состав детей в течение лагерной смены сохранен.
- Положительные отклики детей и родителей (отметки о настроении).
- Проведение анкетирования.
- Проведение диагностических исследований, направленных на выявление психологической атмосферы в детском коллективе.
- По окончании смены детям предлагается ответить на вопросы анкеты, проанализировать произошедшие за этот период события. Результаты анкеты будут учитываться при организации лагеря на следующий год.
Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того, чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на вопросы:
- Твои первые впечатления от лагеря?
- Что ты ждешь от лагеря?
- Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
- Каким должен быть экипаж вашего корабля?
- В каких делах ты хочешь участвовать?
- Что тебе нравится делать?
- Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
- Умеешь ли ты плавать?
- Кто твои друзья в лагере?
- О себе хочу дополнительно сообщить?
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что___________________
Я не хочу, чтобы________________________________
Я хочу, чтобы___________________________________
Я боюсь, что____________________________________
Напиши, пожалуйста, также:
Имя_________________________Фамилия_________________
Правила поведения в лагере:
- Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.30. Уходить по разрешению воспитателя.
- Обязательно иметь головной убор.
- Подчиняться требованиям воспитателей
- Соблюдать технику безопасности.
- Беречь имущество.
- Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.
- Соблюдать правила гигиены.
Законы лагеря:
- Закон «ноль-ноль» - закон точности.
- Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
- Закон Земли (охрана природы).
- Закон поднятой руки (внимание, прошу слова)
- Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
- Закон доброго отношения.
- Закон здорового образа жизни.
- Закон свободы слова.
- Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Права:
- Право безопасности жизни.
- Право свободного общения
- Право уважения личности.
- Право на информацию
- Право творческого созидания.
- Право на инициативу
- Право познания.
- Право быть счастливым
- Право свободы выбора деятельности.
- Право на ошибку.
Анкета (последний день смены)
Вариант №1
- Что ты ожидал (а) от лагеря?
- Что тебе понравилось в лагере?
- Что тебе не понравилось?
- Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
- Если да, то, как?
- Кто из ребят изменился больше всего?
- Какие из мероприятий оказали на тебя наибольшее влияние? На всех?
- Было ли скучно в лагере?
- Было ли тебе страшно?
- Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
- Что из того, что ты получил (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
- Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
- Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
- Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
- Самое важное событие в лагере? Было ли оно?
2.3. Методические материалы:
Чтобы программа была реализована в полном объеме, создано её информационно – методическое обеспечение:
- Разработана и собрана нормативно – правовая документация, регламентирующая деятельность лагеря.
- Разработаны должностные инструкции и инструкции по ТБ, ППБ, правилам безопасности проведения массовых мероприятий, проведения экскурсий, организации выхода и транспортировки детей и т.д.
- Определены темы педагогических советов, проводимых в течение смены.
- Разработано программное и дидактическое обеспечение работы творческих мастерских.
- Разработана документация по работе лагеря: - график работы персонала, акт о приемке лагеря, режим дня, Договора с родителями,
- Подготовлены журналы инструктажей, журнал посещаемости детьми лагеря.
- Разработаны планы лагерной смены.
- Разработано оформление лагеря и отрядных мест
Кроме нормативно-правовой базы, грамотно разработанного плана работы, необходимо иметь еще и наглядные материалы.
Цель всего педагогического коллектива – создать такую обстановку, при которой дети не только интересно и с пользой проводят время, но и с удовольствием находятся в стенах учреждения. Для этого каждый педагогический коллектив исходит из своих возможностей, но работа по оформлению лагеря начинается за несколько дней до его открытия и продолжается в течение смены.
Самым важным в работе педагогического и детского коллективов является сохранение жизни и здоровья, поэтому в лагере будут оформлены:
1. Уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности включает в себя:
– правила поведения в лагере;
– памятку для родителей;
– основные причины детского дорожно-транспортного травматизма;
– безопасные маршруты в лагерь и обратно домой;
– сигналы тревоги и действия при экстренной эвакуации из здания;
– опасность обращения с взрывоопасными предметами;
– действия на улице в экстремальной ситуации;
– оказание первой помощи и др.
Далее следует следующая информация:
2. Уголок органа самоуправления лагеря (план работы и др.).
3. Уголок по спортивно-оздоровительной работе «На спортивной волне».
Здесь отражена вся информация по данному направлению – о предстоящих соревнованиях, фамилии победителей, поздравления и др.
В оформление по лагерю также можно включить поздравления именинников, достижения во всех творческих конкурсах, фотографии, объявления и др.
Оформление отрядов.
Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Рубрики для отрядного уголка:
Календарь.
План на смену «Веселыми тропинками лета»;
Поздравляем!
Список отряда «Знакомьтесь, это мы!»;
Наша песня
Наши достижения
Всякая всячина, очень важная информация («Скоро в отряде»).
Наше настроение («Дерево настроения»).
Книга жалоб и предложений «Отрядная почта»).
Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
- Наличие методических пособий, библиотечки методической литературы по вопросам организации жизнедеятельности в лагере, разработки сценариев, вопросники диагностик.
Режим дня лагеря:
8:30. - 8:40. |
Приём детей. |
8:40. - 8:55. |
Зарядка. Мы рады Вам! Чтоб быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку! Линейка. Пора-пора на линейку, детвора! |
8:55. - 9:00. |
Подготовка к завтраку. Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот! |
9:00. - 9:30. |
Завтрак. |
9:30. - 13:00. |
Мероприятия. Лучше отряда нет на свете Знают воспитатели, знают и дети. Если ты время посвятишь это отряду, Будет всем весело, будут все рады. |
13:00. - 13:05. |
Подготовка к обеду. Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет… |
13:05. - 13:35. |
Обед. |
13:35. - 14:30. |
Свободное время. Операция «Уют». Кто - то любит танцевать, кто - то петь и рисовать, Только бездельники час этот маются, А все ребята в кружках занимаются. Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! |
14:30. |
Уход домой. До свидания! До новых встреч! |
Использовались следующие упражнения:
Упражнение «Башня»
Материалы: Обойная бумага (газеты), скрепки, скотч, клей, ножницы.
Задание: из предложенных материалов участникам необходимо построить башню как можно большей высоты.
Правила: участники делятся на 2 группы, у группы есть 10 минут для выполнения задания. Обсуждать словесно запрещается (можно с завязанными глазами, но с обсуждением.)
Упражнение «Выбор»
Участники сидят в кругу.
Задание: по команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает вытянутой рукой на одного из других участников. Необходимо добиться такого выбора, в котором группа разбилась бы на пары. Если в группе нечетное количество участников, то задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары.
Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом и вставать из круга.
Упражнение «Пальцы»
Участники сидят в кругу.
Задание: всем участникам показать на счет «Три» одно и то же количество пальцев на правой руке.
Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом. Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.
Упражнение «Четверо стоя»
Участники сидят в кругу.
Задание: в группе в течение 5 минут должны стоят 4 человека.
Правила: участникам нельзя разговаривать друг с другом, один участник может стоять только 5 секунд.
Упражнение «Печатная машинка»
Участники сидят в кругу.
Задание: научиться работать в группе.
Правила: вожатый распределяет все буквы алфавита среди детей. Чем меньше группа, тем больше букв приходится на каждого. Участникам игры предлагается «напечатать» слова. Сначала короткие, затем длинные.
Упражнение «Узелки»
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей.
Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Упражнение «Электрическая цепь»
Отряд разбивается на пары. Ребята садятся напротив друг друга, соединяют руки и ступни, образуя, таким образом, электрическую цепь, по которой «ток течет» по сцепленным рукам и ногам.
Задача: встать, не разрывая электрической цепи. Затем объединиться по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней – встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из восьми человек. В конце концов, должна получиться электрическая цепь, образованная всеми участниками, которые должны подняться.
Упражнение «Портрет отряда»
Каждый член отряда рисует на листе то, что, как ему, кажется, наиболее точно выражает его натуру, характер, интересы. Каждый рисунок подписывается на лицевой стороне. Затем все кладут рисунки на пол.
Упражнение «Сидячий круг»
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо.
Задание: нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Список литературы:
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю.,
Учебное пособие по организации детского досуга в лагере. –
М. Педагогическое общество России,2001
- Григоренко Ю.Н., Пушина А.М., Здравствуй, наш лагерь! -М.,2003
- Изучение личности ребёнка в летнем оздоровительном лагере. Методические рекомендации. - М, ПГПУ.
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе. Прикладная энциклопедия, учителю, воспитателю, вожатому. – 2-е издание – М 2001.
- Летний лагерь (к/диск) серия «Школьные каникулы и праздники». -Волгоград «Учитель» 2006
7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие/Художник В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: 2003. – 256с. – (Методика воспитательной работы).
8. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 128с.
9. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря. Методическое пособие для педагогов-организаторов, психологов, методистов, вожатых / Под общей редакцией Г.В. Семья. – М.: 1998. – 366с.
10. Педагогика лета: Сборник методических материалов для организаторов летних оздоровительных лагерей. – ЦРО им. С.О. Ветлугина. - Пермь, 2004. – 44с.
11. Практическое руководство для придумывающих каникулы. ВДЦ «Орленок». Удмуртский государственный университет, РКМЦ «Каникулы» - 2006. – 158с.
12. Орленок: Книга вожатого. - М.: «Собеседник», 2005. – 350с.