Дефектолог, кто же это?
С какими проблемами обращаться к дефектологу?
Дефектолог — это специалист в области дефектологии (особое направление специальной или коррекционной педагогики). Он занимается изучением закономерностей развития детей с психическими и физическими нарушениями, их воспитанием и обучением. Такой специалист помогает детям адаптироваться в обществе, нивелировать трудности в обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Направления работы:
- Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка.
- Проведение индивидуальных и групповых занятий.
- Динамическое наблюдение.
- Консультирование педагогов и родителей.
Главные задачи работы дефектолога:
- Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения ребёнка;
- Обучение необходимому уровню грамотности;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Формирование пространственных и временных представлений;
- Формирование математических представлений;
- Развитие речи;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие фонематических процессов.
Основные формы работы-дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия.
В каких случаях нужно обращаться к учителю-дефектологу? Если у ребенка имеются какие-либо трудности в обучении, а именно:
- Нарушение памяти (чаще всего ребенку сложно запомнить задание на слух, не может запомнить буквы, цифры, таблицу умножения, теряет вещи и т.д.).
- Нарушение внимания (например, ребенок не удерживает 2-3 составную инструкцию в первом классе, на уроке занимается посторонними делами, у ребенка низкий темп деятельности и т.д.).
- У ребенка стойкая неуспеваемость, пробелы в знаниях.
- Дислексия или дисграфия (ошибки на письме и при чтении).
- Нарушение пространственно-временных представлений (ребенок не ориентируется в сторонах собственного тела, на листе, не понимает и не знает предлоги, не понимает время по часам, не знает части суток, времена года и т.д.).
- Нарушение мыслительных операций (не умеет обобщать, исключать лишнее, не понимает причинно-следственные связи и устойчивые выражения) .
На занятия к учителю-дефектологу ребенок зачисляется после прохождения ПМПК.
Составитель: Шишкина О.В., учитель-дефектолог МОУ ИРМО «Марковская СОШ №2»